Глава I
Зинаида Васильевна Власова
Зинаида Васильевна родилась в 1938 году в Москве в Институте охраны материнства и младенчества, в семье инженеров Василия Васильевича Власова и Раисы Васильевны Власовой (в девичестве Меркуловой), пятым ребенком. Сразу после рождения родители привезли ее в Царицыно, на дачу, где Власовы жили с 1900 года.
Воздушная улица
Улицы, на которой стоял дом Власовых, сейчас не существует — она превратилась в одну из аллей парка. Пока там были дачи, она называлась Воздушная, а до революции там была местность, носившая название Воздушный сад.
С этой школой будет связана большая часть детства и позже — профессиональной жизни Зинаиды Васильевны. Но это будет потом. А тогда, в конце XIX — начале XX века, в Царицыно кроме Смирновых съезжалась московская интеллигенция и купечество.
Среди жителей Воздушной улицы были семьи владельцев Трехгорной мануфактуры Прохоровых и одного из основателей Исторического музея Ивана Забелина. Некоторое время на одной из дач Воздушного сада жил писатель Леонид Андреев, описавший Царицыно в рассказе «Петька на даче».
Дача Власовых
Звали его Алексей Константинович Власов. Тогда — доцент, а впоследствии профессор Московского университета. По его учебникам учились, в частности, отец Павел Флоренский и академик Холмогоров. В 1915 году теща Власова, Мария Карловна Котц, передала право на владение домом и участком своей дочери, жене Алексея Константиновича — Александре Иосифовне. Власовы были владельцами этой дачи до 1978 года, когда Зинаида Васильевна получила квартиру и переехала из Царицына в район Зябликово.
«1915 года, июля 2 дня. Настоящая надпись учинена в том, что я, швейцарская гражданка Мария Карловна Котц, договор этот со всеми по нему без исключения правами и обязанностями передаю к исполнению жены статского советника Александре Иосифовне Власовой…»
Договор передачи дачи от Котц ее дочери.
Дачу Власовых, в отличие от почти всех царицынских дач, не национализировали, за исключением двух комнат, в которые поселили служащих Курской железной дороги. Александра Иосифовна была ее полноправной владелицей до 1924 года, когда в свою очередь передарила ее младшим родственникам, в том числе семье дедушки Зинаиды Васильевны, до того жившей в Москве.
Дача Власовых находилась почти сразу за тем местом, где сейчас находится Первый оранжерейный корпус. Сегодня там парк, а раньше вплотную стояли дома. И какие дома!
Рукавишниковы — московская купеческая и дворянская династия. В их роду был, например, московский городской голова — именно он в свое время пригласил скульптора Александра Опекушина для создания памятника Екатерины II, сегодня — одного из самых известных экспонатов музея «Царицыно». Другой представитель этой династии сам был скульптором. Одна из его работ — памятник знаменитому уроженцу Царицына Юрию Мозжорину, одному из организаторов ракетно-космической отрасли в СССР. Наконец, правнуком основателя династии Василия Никитича Рукавишникова был писатель Владимир Набоков.
Еще одной достопримечательностью Воздушной улицы была Дача Кондрина — место, окутанное многочисленными легендами, самая известная из которых гласит, что именно здесь в застенке ГПУ, провел свой последний день революционер, террорист и писатель Борис Савинков.
Детство
Зинаида Васильевна родилась летом 1938 года — как она сама рассказывает, очень жарким летом.
«Меня очень ждали и радовались, потому что папа очень хотел девочку. Я родилась пятой в семье. Назвать меня Зинаидой посоветовала моя бабушка. Потому что 24 октября я именинница, а бабушка — дочь священника. Через две недели после моего рождения умерла папина сестра, у которой трое детей, и они перешли под юрисдикцию нашей семьи.»
Война
Зинаида Васильевна уехала с мамой из Царицына в начале июня 1941 года. Уезжали к отцу — ему дали квартиру на очередной большой промышленной стройке. Теплых вещей не брали — собирались вернуться до зимы. В войну почти все вещи из дома, конечно, пропали.
Во время войны у Зинаиды Васильевны будут два ранения: в три с половиной и четыре года. Разбитый позвоночник, повреждение слухового и зрительного нервов.
«Мама не хотела, чтобы я об этом знала. Она делала все, чтобы я забыла. И ей это удалось. Несмотря на все свои штуки, глухоту там и все прочее, и, самое главное — это разбитый позвоночник. Контузия очень тяжелая. Тогда вообще кругом было очень много калек. На это не очень обращали внимание. Но благодаря маме… она просто адаптировала меня. Я занималась всем, чем можно. Меня ничем не ограничивали. Что могла, я делала. Я делала все. Несмотря ни на что.»
В Царицыно Зинаида Васильевна с мамой вернулись только в 1948 году. Папа, которого репрессии 1930-х обошли стороной, все-таки попал под арест, но через два года — очень по тем временам быстро — вернулся домой.
Школа
Первые два класса маленькая Зинаида училась сначала под Горьким, а потом в Вологодской области. Поэтому в царицынскую Красную школу (тогда — №3) она пришла только в третий класс.
«Школа для нас была центром вселенной. Учиться было по-всякому. В том числе, в первые годы плохо топили, и в пятом еще классе мы иногда сидели в пальто. С каждым годом становилось лучше. Не работала канализация, туалет был на улице, никакого буфета. Все это было трудно. Но жизнь кипела. Кроме того, у нас была замечательная самодеятельность: мы пели, плясали… Все вечера, все утренники — все это было в школе.»
Несмотря на то, что развлечения детям часто заменяли стояния в очередях за хлебом и походы за водой, находилось время и на настоящие детские забавы…
«Дворцовскими» ребятами в Царицыне называли тех, кто жил в коммунальных квартирах в Хлебном доме. Его в середине прошлого века называли дворцом.
«Учителя много времени нам уделяли. Обязательно, хотя бы раз в четверти, а иногда и чаще, мы ездили в театр с учителями. Ни один родитель с нами не ездил… Многие родители еще были неграмотные и работали в колхозе в Орехове и в Шипилове. Многие были неграмотные – умели только свою фамилию написать и все. Родители моих одноклассников и родители моих учеников тоже были часто малограмотные.»
Зинаида Васильевна до сих пор вспоминает еще одного «дворцовского» мальчика — в 4-м классе они сидели за одной партой. Звали его Вася Храпов.
Вася Храпов на этой фотографии — в первом ряду второй слева. Уже в следующем году он и Зинаида Васильевна оказались в разных классах, и с тех пор больше не встречались.
После окончания школы Зинаида Васильевна осталась в ней — на всю жизнь, вначале библиотекарем, затем учителем русского языка и литературы.
Со временем обитатели царицынских дач разъезжались — получали квартиры в новых окрестных микрорайонах: Орехово-Борисово, Царицыно, Зябликово.
Зинаида Васильевна с мамой оказались одними из последних царицынских дачниц — они переехали с Воздушной улицы в 1978 году, когда вся округа уже была застроена многоэтажными домами.
Источники иллюстраций:
http://retromap.ru
Галерея картин и рисунков художника Ильи Репина. http://ilya-repin.ru/
ГИМ ОПИ. Ф. 440. Оп. 1. Д. 1029. Л.220
ГИМ ОПИ. Ф. 440. Оп. 1. Д. 1029. Л.221
ГИМ ОПИ. Ф.136, оп.2, д. 36, л. 19
Набор открыток «Ленино. Окрестности Москвы». Ю Амурский. 1939 г.
Фотографии и документы из частных архивов З. В. Власовой, Р. А. Родионовой, Н. П. Волковой