Глава II

Роза Аркадьевна Родионова

Роза Аркадьевна Родионова родилась в 1924 году в семье учителей (в свою очередь — детей священников) и сама проработала в школе 50 лет, сначала в царицынской «Красной», затем — в одной из школ Москворечья. Когда она начинала работать, в школе писали перьевыми ручками и топили углем, когда уходила на пенсию — школьники уже играли в «Тетрис». У нее учились дети ее учеников. Выпускники и сегодня приходят к ней в гости, некоторые — впервые за 50 лет.

Школа, известная всем царицынским старожилам как «Красная», появилась в Царицыне еще в XIX веке. Вначале это было Царицынское волостное училище, затем земское — одно из первых в Московской губернии. Несколько лет — после разделения на мужское и женское — мужское училище занимало помещение в Хлебном доме, или, как его стало называть население с 1920-х годов — во Дворце. Почти полвека училище вынуждено было переезжать с места на место. Вот, например, где оно находилось в 1902 году.

После многолетних скитаний, в 1914 году школа наконец получила собственное помещение — красное кирпичное здание для классов (откуда и пошло название «Красная школа») и дом для учителей. Строительство инициировал известный педагог, общественный деятель, а еще знаменитый царицынский дачник Сергей Григорьевич Смирнов. Среди прочих знаменательных подробностей его биографии известно, что будучи педагогом 5-й мужской гимназии, он преподавал курс русской словесности Пастернаку и Маяковскому.

Борис Пастернак

С.Г. Смирнов

Владимир Маяковский

Роза Аркадьевна написала самую полную на сегодня историю «Красной школы» — «Красная школа. От постройки до руин» — включая подробности первой половины из почти 100 лет ее существования, которые Родионова не застала сама, но скрупулезно собирала по архивам.

«В ноябре месяце 1915 года 1-е Царицынское училище перешло в новое, благоустроенное здание, и после рождественских праздников для учащихся организован приварок (обед)… Приварок состоял из супа, щей, лапши, кашицы и гороха. В скоромные дни его варили с мясом или русским маслом, а в постные — с грибами, снетками и подсолнечным маслом… Готовили на кухне в печке учительницы, что ее очень стесняло.»

Таких сюжетов — живых, очень показательных, иногда забавных, иногда драматических, в книге множество. Например, история про внезапное увольнение в 1919 г. из «Красной школы» ее многолетнего руководителя И. Ф. Шухвастова и его дочери, учительницы. Роза Аркадьевна в своей книге цитирует рассказ А. А. Зонтовой, учившейся тогда в «Красной школе».

«Дом Шухвастовых стоял недалеко от «Красной школы» на улице Баженова (бывшей Крестьянской) … Домик был маленький, но аккуратный, и при нем цветочный садик с большой березой. И вот какой случай произошел в «Красной школе»: я и сейчас не могу без горечи вспоминать об этом. Училась я вместе с младшим сыном Семена Павловича Кошкина — секретаря Ленинской волостной ячейки РКП(б) — Михаилом Кошкиным. Он и донес отцу, что в доме И. Ф. Шухвастова висит икона. На другой же день директора школы уволили без разбора дела.»

За И. Ф. Шухвастова вступились коллеги, и директора с дочерью в результате восстановили. Но отстраненный на полгода от работы и фактически лишенный дела всей жизни И. Ф. Шухвастов в школу не вернулся, а меньше чем через год умер.

История прихода в «Красную школу» Розы Аркадьевны Родионовой связана с не менее драматическими событиями, произошедшими в ее собственной семье и тоже имевшими отношение к школе. Точнее, к детскому дому, которым руководил ее отец. Дом сгорел в результате поджога. Отца Розы Аркадьевны после этого парализовало. Он прожил еще несколько лет, но в апреле 1945 года умер от инсульта. Розе Аркадьевне, учившейся тогда на 3 курсе педагогического института, пришлось идти работать.

Роза Аркадьевна вспоминает, что несмотря на свой совсем юный возраст — 21 год, «входя впервые к своим ученикам, робости не испытала, и между нами сразу установился хороший контакт». Не случайно Родионова родилась в семье учителей. На этой фотографии с родственниками (Роза Аркадьевна — третья справа) только трое из десяти человек, включая младенца, — не учителя.

Правда, если человеческие отношения между учителями и учениками в школе были теплые, то в классах холод стоял страшный — только что закончилась война, везде — разруха и бедность.

Роза Аркадьевна с детьми готовят эскизы костюмов к спектаклю

Несмотря на всю бытовую неустроенность школьной жизни и послевоенную бедность, а может, и благодаря им, Роза Аркадьевна с самого своего прихода в школу начала организовывать и вести кружки, возить детей на экскурсии и в походы.

Если для детей экскурсии и поездки были настоящим счастьем, то для учителей это, наоборот, оборачивалось страшной нервотрепкой.

Еще бы — в одиночку везти толпу детей в Москву и обратно (Царицыно тогда еще было Подмосковьем) фактически на перекладных: на электричке, потом на метро, трамвае и так далее. Конечно, не обходилось без приключений. Одно из них связано с поездкой на выставку Аполлинария Васнецова.

Картина Аполлинария Васнецова «Северный край. Сибирская река» (1899). Именно на его выставке Роза Аркадьевна «потеряла» двух учеников. В свое время мы надеемся представить вам остальных героев этого рассказа.

К сожалению, приключения в таких поездках не всегда были веселыми.

Кроме школы, постоянный и значимый герой рассказов Розы Аркадьевны — ее муж, Виктор Васильевич Родионов — музыкант, пчеловод, журналист и физкультурник. Роза Аркадьевна из скромности очень неохотно соглашалась рассказывать о своей личной жизни, но мы не могли не посвятить Виктору Васильевичу важную часть этой истории.

В этой самой школе пчеловодства они и познакомились. Виктор Васильевич там преподавал, а Роза Аркадьевна жила с родителями в доме при школе — ее мама там же была учительницей русского языка.

Дача Муромцева — дом в Царицыне, построенный в 1893 г. С. А. Муромцевым — одним из самых известных царицынских дачников, общественным и политическим деятелем, председателем первой Государственной Думы. Дом был замечательным примером дачной архитектуры конца XIX века.

Двухэтажное здание с мезонином, террасами, башнями и крыльцом, оборудованное водопроводом и электричеством. Отопление осуществлялось голландскими печами. В доме было 13 комнат, прихожая, буфетная, ванная комната, а также «наливные ватерклозеты», что было редкостью для того времени. В 1918 г. по предписанию Московского уездного совета рабочих и крестьянских депутатов дача была конфискована «для надобностей военного комиссариата», в следующем году там открылась 2-я Ленинская школа 1-й ступени. С 1938 г. в здании размещались квартиры учителей. В начале 1960-х гг. дом за ветхостью был разобран.

Из Дома Муромцева Роза Аркадьевна с Виктором Васильевичем довольно быстро переехали, но до этого там произошла одна трагическая и вполне типичная для послевоенного времени история.

После этого Родионовы жили несколько лет по съемным квартирам, и только спустя 5 лет им предоставили собственную комнату в учительском доме при «Красной школе».

Со временем территория «Красной школы» расширялась, учителя вместе с учениками разбили вокруг нее сад, чуть позже — огород, с которого дети, ходившие в детский сад ЗИЛа, занимавший школу летом, ели клубнику.

Роза Аркадьевна преподавала в «Красной школе» более 20 лет, а в середине 1960-х перешла завучем в одну из школ Москворечья.

В 1972 году деревни вокруг Царицына начали расселять — жители Шипилова, Орехова, Борисова, поселка Ленино, Воздушной и Крестьянской улиц переехали в новый московский район — Орехово-Борисово. Ученики и учителя разъехались. Так, в сентябре 1972 года, закончила свое существование «Красная школа».

улица Крестьянская

улица Крестьянская

улица Борисовские пруды

Но история школы на этом не закончилась. Спустя годы и даже десятилетия ученики Розы Аркадьевны стали возвращаться — из разных концов страны, некоторые — по прошествии 50 лет.

Воздушная улица

Зинаида Васильевна Власова

Где была дача одного из основателей Исторического музея, кто разбил бюст Сталина, а также как развлекались царицынские дети 70 лет назад

Воздушная улица, дом 2

Нина Парамоновна Волкова

Личная история Царицына длиной в шестьдесят семь лет