Глава Х
Лидия Владимировна Андреева
Лидия Владимировна Андреева — один из старожилов музея. Она пришла работать в Царицыно в 1987 году — в тогдашний Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. К июню 2018 года, когда мы записывали с ней интервью — как выяснилось, последнее интервью Лидии Владимировны — никто из сотрудников музея не работал там дольше нее.
Хотя сама Лидия Владимировна отсчитывала свою связь с Царицыным, «чуть ли не генетическую», с гораздо более ранних времен — от мамы-архитектора.
Мама Лидии Владимировны, Татьяна Владимировна Просвирова (на фото — сидит в центре), родилась в семье врача Уральского казачьего войска, однокурсника А. П. Чехова по университету. Окончив гимназию, она в 1913 году поступила на Высшие женские строительные курсы, которые окончила уже при новой власти, в 1918 году.
В 1920-е многие дореволюционные дома надстраивали на несколько этажей — в рамках решения жилищного вопроса. Татьяна Владимировна как архитектор участвовала во множестве таких строек — в том числе дома 16 по Старопименовскому переулку, где по завершении строительства ее семья получила комнату в коммунальной квартире. Туда в январе 1930 года привезли новорожденную Лидию Владимировну.
В доме было множество альбомов по искусству. Лидия Владимировна вспоминала, что «выросла на всматривании». «Я много болела, и когда болела, я садилась в кровати, мне клали на колени альбом и забывали обо мне, а я о них».
Эта насмотренность потом очень помогала в университете.
В 1947 году Лидия Владимировна поступила на отделение истории искусства Филологического факультета МГУ.
А в 1949 году первый раз приехала в Царицыно.
Год спустя ее учитель, профессор Михаил Андреевич Ильин, писавший книгу о Баженове, привез туда всю группу (Лидия Владимировна на фото — сидит вторая слева).
В следующий раз Лидия Владимировна приехала в Царицыно почти 40 лет спустя, осенью 1987 года — работать.
К тому времени она уже 28 лет была сотрудником Института искусствознания и видным специалистом по предметному искусству ХХ века, занималась фарфором — и из института никуда уходить не собиралась.
Незадолго до того Министерство культуры рекомендовало музею — на тот момент Государственному музею декоративно-прикладного искусства народов СССР — перейти от этнографии и традиционных форм искусства к современной художественной жизни.
Лидии Владимировне представилась возможность “натурализовать” то, чем долгие годы она занималась в теории.
Царицыно конца 1980-х представляло собой живописные руины, зараставшие лесом. Представить там экспозицию было довольно сложно — никаких помещений для нее не было.
Несмотря на это, а может именно благодаря этому, Лидия Владимировна решила попробовать, и в результате осталась в музее — «музэе», как она сама всегда говорила — почти на 30 лет.
Первой закупкой Андреевой для коллекции музея стала серия эскизов для ткани Любови Поповой — одной из звезд русского искусства начала прошлого века, одной из «амазонок авангарда». История этой покупки сама по себе — отдельный сюжет.
Лидия Владимировна еще со студенческих лет дружила с искусствоведом Д. В. Сарабьяновым. У Сарабьяновых хранились эскизы Поповой, спасенные когда-то от безвестной смерти архитектором А. А. Весниным. Тот в конце жизни в свою очередь передал это наследство своей коллеге, будущей теще Д. В. Сарабьянова. Придя работать в Царицыно, Лидия Владимировна вспомнила эту историю и предложила Сарабьяновым купить у них несколько эскизов, которые те хранили на антресолях в шляпной коробке. В результате ценой 2000 рублей музей стала обладателем 99 работ: эскизов, рисунков и коллажей художника, которого спустя всего несколько лет признали одним из главных имен русского авангарда.
Лидия Владимировна вспоминает, что рынка искусства в то время просто не существовало. Работы, будущие рекордсмены аукционов, тогда висели у антикваров на Арбате за смешные деньги.
Ситуация в те годы менялась стремительно. Русским искусством все больше интересовались иностранцы, цены росли. Одновременно с этим разваливалась промышленность — закрывались фарфоровые, текстильные заводы — производство того самого современного декоративного искусства, которым занималась Лидия Владимировна в Царицыне.
Музейщики, скупая коллекции на заводах, буквально спасали их от уничтожения. Лидия Владимировна в связи с этим вспоминает тогдашнего директора музея, бывшего военного — Всеволода Ивановича Аниковича.
Одновременно с этим музей постепенно ремонтировал здания дворцового ансамбля, приспосабливая их для экспозиций и выставок. Первая экспозиция на территории Царицына открылась в 1994 году во Втором Кавалерском корпусе — восьмиграннике.
На Большой дворец тогда еще не замахивались, ближайшей в планах была реставрация Хлебного дома.
Пожары Хлебного дома хорошо помнят не только сотрудники музея, но и окрестные жители. В результате открыть там экспозицию получилось только в 2006 году.
До тех пор выставки проходили в Оперном доме, Малом дворце…
…или просто на улице.
Лидия Владимировна за эти годы собрала большую часть нынешней коллекции декоративно-прикладного искусства музея и провела десятки выставок. В 1995 году ей было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РФ, а в 2014 году она стала почетным членом Российской академии художеств.
7 августа 2018 года Лидия Владимировна скончалась.
На финал нашей истории мы оставили фрагмент разговора с ней о Баженове, который для нее был не иконой из прошлого, а великим собеседником, а также о Казакове и его Большом дворце.
Камера — Кирилл Кулагин
Монтаж — Сергей Прусов
Редакция благодарит сотрудника ГМЗ «Царицыно», кандидата искусствоведения Михаила Тренихина за помощь в подготовке материала
Источники иллюстраций:
Фотографии из частного архива Л. В. Андреевой
Архив ГМЗ «Царицыно»
Wikimedia Commons
http://pastvu.com, пользователи sn1968, losinka1