Глава XXIV
Станислав Семенович Соколов
15 ноября 1988 года с космодрома «Байконур» первый и последний раз взлетел советский космический шаттл «Буран» — корабль многоразового использования, созданный как ответ американской программе Space Shuttle. Начальником одного из участков, готовивших старт «Бурана», был Станислав Семенович Соколов.
Станислав Семенович родился в Царицыне 9 декабря 1939 года в семье железнодорожника. Его отец, Семен Михайлович Соколов, был диспетчером в управлении Московской железной дороги и приехал в Царицыно из Орловской области вслед за братом, начальником станции «Царицыно».
Семен Михайлович с семьей — женой, сыном и бабушкой — получили квартиру в бараке, который стоял буквально на железной дороге — на полосе шириной меньше 100 метров между грузовыми и пассажирскими путями. По одной ветке ходили электрички Курского направления, по другой — товарные поезда, привозившие в Москву, например, уголь с Донбасса.
Железная дорога была частью жизни. На колонку за водой иногда бегали прямо через движущийся состав.
Царицыно стало частью Москвы только в 1960 году, а до того жизнь там была совершенно сельская.
Отец Станислава Семеновича каждый год привозил от родственников из деревни пару поросят — держали их в сарае, который был рядом с бараком. Бабушка ухаживала за огородом и осенью заготавливала соленья, которые хранили в погребе, выкопанном отцом под кухней.
Мама Станислава Семеновича работала секретарем-машинисткой в «цехе мороженого». Отец брал там лед и выкладывал им пол подвала, а сверху засыпал его опилками. Холод держался все лето.
В начале войны отец отправил семью к родственникам, в Орловскую область, в деревню недалеко от станции Змеевка. Там они прожили первые годы войны, а когда немцы подошли совсем близко, вернулись в Царицыно — его тоже бомбили, но Москву и окрестности хорошо защищали — многие помнят, например, аэростаты заграждения, которые по ночам поднимали в воздух.
От того времени Станислав Семенович вспоминает один эпизод — ему было 3–4 года, — когда в машину, в которой они должны были ехать со станции в деревню, попала бомба. Машина была полна людей, а Соколовы задержались на вокзале — и потому выжили.
После войны Станислав Семенович пошел в школу № 8 на Железнодорожной улице (нынешняя Бакинская). Размещалась она в одной из построек некогда огромной дачи, до революции принадлежавшей известному московскому купцу Василию Аршинову. Этот текстильный магнат кроме прочего был основателем первого в России частного НИИ — Петрографического института «Lithogaea», — здание которого на Ордынке построил Федор Шехтель. Подробнее об Аршинове можно прочитать в выпуске «Старожилов», посвященном Галине Ароновне Шафран, выросшей на территории бывшей дачи.
(Станислав Семенович на фото — третий справа в 3 ряду)
В другом здании бывшей аршиновской дачи был Дворец пионеров. Туда Станислав Семенович ходил в кружок моделирования.
Однажды его планер улетел на станцию «Покровское» — следующую после «Царицына» — его долго искали и в итоге нашли в 3 километрах от места старта.
Перейдя в пятый класс в школу № 2 (знаменитую «Бахрушинку»), Станислав Семенович увлекся спортом, и больше всего — беговыми лыжами. В результате он пробегал на них всю жизнь и остановился всего пару лет назад, когда было уже под 80.
В 1957 Станислав Семенович поступил МАТИ, Московский авиационный технологический институт имени К. Э. Циолковского. На экзаменах он набрал 24 балла из 25 и прошел только благодаря тем же лыжам — за победу в районных соревнованиях ему добавили балл. В институте он начал заниматься спортом уже серьезно, зимой участвуя в союзных первенствах, а лето проводя в спортивном лагере на Медвежьих озерах.
В 1961 Станислав Семенович женился на Галине Николаевне Дубининой, героине одного из предыдущих выпусков «Старожилов».
Она училась на Физическом факультете МГУ и жила в общежитии на Воробьевых горах, но познакомились они на царицынской танцверанде.
Танцверанда находилась недалеко от 3-го Кавалерского корпуса, справа от Фигурного моста, если подниматься от прудов.
В 1962 году, после института Станислава Семеновича распределили на работу в трест Спецмашмонтаж, специализировавшийся на монтаже пусковых установок для космических кораблей и ракет по всей стране. Одной из самых ярких страниц его истории стала подготовка старта шаттла «Буран».
Станислав Семенович вспоминает, кроме прочего, как они ночью везли смонтированный в Тушине стенд на барже вниз по Москве-реке в Жуковский, откуда он потом был доставлен на Байконур. Там Соколов проработал в общей сложности 3 года. Его бригада участвовала в сборке МИК для «Бурана» — монтажно-испытательного комплекса, где корабль собирали из отдельных блоков, ставили «полезную нагрузку» и проводили контрольные проверки систем.
В тресте Станислав Семенович проработал 32 года, до 1994. В эти годы семья надолго уезжала из Царицына: сначала в Зеленоград, потом на Каляевскую (нынешняя Долгоруковская улица). Но в итоге вернулась обратно.
Источники иллюстраций:
Личный архив семьи Соколовых
Архив ГМЗ «Царицыно»
«Российская газета»
http://buran.ru
http://pastvu.com
Интервью, текст — Вячеслав Рогожников
Камера — Саша Донкан
Монтаж — Сергей Прусов